Чтобы не запутаться, давайте сразу определимся с терминами: индийский, он же турецкий огурец, для Востока — бута, для европейцев — пейсли. Этому ажурному орнаменту, по форме напоминающему то ли каплю, то ли действительно прихотливо изогнутый плод, совершенно не удается соблюдать нейтралитет: он либо на пике моды, либо сразу же превращается в синоним старомодности. Стилист Лариса Мирошник Фото Роман Травин, Егор Нарижный Родиной причудливых «огурцов» считается Персия, где орнамент получил широкое распространение в эпоху Сефевидов, т. е. с XVI века. Несмотря на простонародное происхождение (изначально это символ плодородия), он украшал царские регалии и одежду знати. Из Персии «огурец» перенесся в Индию, а оттуда, вместе с расшитыми кашмирскими шалями, которые непременно прихватывали в подарок из колоний, он попал в Англию. Шали пользовались таким безумным успехом, что в начале XIX века в шотландском городе Пейсли было налажено производство их имитаций (отсюда европейское название орнамента).
Производство процветало полвека, а затем шали вместе с самим узором оказались забыты на целое столетие. Следующий взрыв популярности пришелся на 1960-е годы: Джон Леннон даже обзавелся желтым Роллс-Ройсом, украшенным пейсли. И снова десятилетия забвения, возвращением из которого орнамент обязан в первую очередь итальянской марке Etro. Еще в 1980-е годы она сделала «огурец» своим фирменным знаком и с тех пор не перестает поражать обилием современных вариаций на эту тему. Пока Etro украшала восточным орнаментом текстиль, английская марка Cole & Son выпустила с ним несколько коллекций обоев, которые сразу же стали классикой. Затем подтянулись и другие дизайнеры, в том числе Дом Kenzo. Теперь «огурцы» растут везде — от штор и обоев до фарфоровой посуды: по-восточному изысканные, щедрые и роскошные.